Различные варианты использования арматурных изделий


Основные виды изделий из арматуры – это арматурные сетки и каркасы, помимо этого производится монтажная арматура, гнутые арматурные элементы, которые служат для соединения отдельных стержней в готовые конструкции. Главное предназначение арматуры – армирование железобетонных конструкций для увеличения их прочности. Чаще всего арматурные изделия применяют при закладке фундамента, но существуют и другие варианты их использования. Арматуру можно использоваться для укладки дорожного полотна и ограждения, настилов и мостов, морских и припортовых сооружений.


Существует несколько сфер, в которых применяются всевозможные арматурные изделия:


  • жилищно-гражданское строительство (армирование фундамента зданий, повышение жесткости верхней части напольных покрытий, усиление и ремонт несущей способности железобетонных и кирпичных конструкций);
  • дорожное строительство (армирование дорожных, аэродромных, плит, укрепление опоры контактной сети и дорожного полотна);
  • мостостроение – ремонт и возведение мостов (используется в качестве внутренней арматуры в бетонных элементах конструкций, а именно – плитах мостового настила, мостовом ограждении, пешеходных дорожках, для укрепления береговых сооружений);
  • промышленное строительство (армирование хранилищ очистных сооружений, бетонных емкостей, крышек канализационных колодцев, элементов инфраструктуры химических производств, бетонных полов и фундамента, конструкций гидротехнических сооружений).

Помимо металлической арматуры во время строительства может применяться еще и композитная (базальтовая). Ее используют:


  • в плитах перекрытия шириной 200 мм длиной до 5м;
  • для смешанного армирования железобетонных и бетонных конструкций;
  • в конструкциях, контактирующих с морской водой или поддающихся воздействию других агрессивных сред, способных вызвать коррозию арматуры из стали;
  • при ремонте конструкций из бетона, поврежденных действием агрессивных сред;
  • при армировании кирпичной кладки (в особенности зимой, поскольку в кладочный раствор в качестве противоморозных добавок добавляются хлористые соли, которые вредны для стальной арматуры);
  • в несущих конструкциях бассейнов с толщиной стенки от 200мм и в некоторых других случаях.

Изделия для армирования незаменимы при любых видах строительства, и каждое из них находит свое поле применения.

Необходимость армирования оконных и дверных проемов


При строительстве железобетонного здания большое внимание уделяется усилению конструкции. Проемы будущих окон и дверей также нуждаются в дополнительном армировании. С этой целью используют арматурные каркасы, которые закладываются в крайние к проему полости термоблоков. Таким образом армируется верхняя часть проема, затем горизонтальная и вертикальная арматура связываются между собой специальной проволокой. Это необходимо для того, чтобы равномерно распределить нагрузки на стены, а поскольку в каждом отдельном случае нагрузка разная, то и диаметр арматуры подбирается индивидуально. Вычислить оптимальный вариант диаметра стержней, как и количества каркасов и скобо-гибочных изделий должен профессиональный архитектор или конструктор.


Проемы особенно нуждаются в усилении, когда:


  • при устройстве дверного или оконного проема сильно ослабляется простенок;
  • стены поддаются большой нагрузке, например, стены нижних этажей многоэтажных зданий;
  • стена воспринимает сильные боковые нагрузки, как это бывает при возведении малоэтажных домов.

Чтобы избежать неприятных моментов при монтаже перемычек, перед началом бетонирования проем выкладывается стеновыми блоками. Вертикальные подпорки укрепляют внутреннюю часть проема, которая находится в горизонтальной плоскости. После завершения процесса бетонирования они убираются. Верхняя часть проема армируется в первую очередь, за ней – боковые части. Нижний контур арки армируют с помощью металлического листа.


Армирование начинается с того, что в опалубку укладывается плоский каркас. Чтобы предотвратить ее распирание по бокам после заливки бетонного раствора, через нее нужно пропустить стержни арматуры и стянуть их обычными рейками. Для увеличения прочности сквозь опалубку можно пропустить шпильки, стянутые по краям гайками, диаметром 8 мм. После этого деформация ей не страшна.


На следующем этапе переходят к заливке бетонного раствора, который можно сделать самостоятельно в соотношении 3:2:1:1 (гравий или щебень, песок, вода, цемент). Для устранения лишнего воздуха и уплотнения раствора по краям опалубки простукивают молотком. Чтобы бетон набрал максимально высокую крепость, опалубку с проемов следует снимать не ранее, чем спустя 28 дней. Однако если сроки строительства поджимают, то можно начать кладку камня поверх балки, не снимая опалубку, уже через неделю.

Использование строительных скоб


Строительные скобы являются разновидностью скобо-гибочных изделий. Это вспомогательный строительный элемент, производящийся из изогнутых арматурных стержней разного диаметра и применяющийся с другими видами изделий из арматуры. Их используют для стягивания несущих конструкций при сборном и монолитном строительстве. При изготовлении скоб учитываются конструктивные характеристики будущего сооружения. В зависимости от типа и особенностей возводимого здания выбирается определенный радиус изгиба и размер сечения. Строительная скоба может иметь разную форму. Традиционными стали П-образные скобы, состоящие из спинки и двух ножек, также встречаются U-образные, Z-образные скобы, с развернутыми ножками и другие. Изготовление арматурных изделий осуществляется различными способами, для изготовления строительных скоб применяют метод горячей ковки.


Строительные скобы используются для строительства и многоквартирных жилых домов, и малоэтажных зданий. Без строительных скоб не обходятся при возведении построек из дерева. Они обеспечивают прочность деревянной конструкции, укрепляют стропильную систему бань из бруса и домов из бревна. При помощи скоб осуществляется разделение арматурных сеток и каркасов в железобетонных конструкциях. Для сохранения пространства между ними помещается арматурная скоба. Расстояние, на котором размещаются скобы, выбирается индивидуально, главное условие – их размещение должно быть равномерным.


Чаще всего применяются скобы размером 250 мм, реже бывают использованы 300 и 350-милиметровые. Большие скобы необходимы для крепежа крупных элементов, например при соединении составных частей каркасов строений из бревна. Использование строительных скоб имеет ряд преимуществ. Они быстро устанавливаются в конструкцию, тем самым сокращая время формирования готовой конструкции, имеют невысокую стоимость, выдерживают большие нагрузки, отличаются высокой надежностью и устойчивостью. Скобы из арматуры дают возможность легко соединить между собой плоские каркасы, изготовив из них пространственный, и несущие характеристики возводимых железобетонных конструкций.


Скоба из арматуры – универсальный крепежный элемент, помогающий фиксировать необходимые конструкции. В процессе ковки изделие проходит стадию закаливания, что существенно увеличивает ее качественные характеристики, а как следствие – надежность фиксации креплений.

Способы транспортировки армокаркасов


На строительство от места изготовления арматура перевозится любым типом транспорта, в соответствии с определенными правилами и нормами транспортировки, при этом важно ответственно относиться к погрузке, перевозке и разгрузке изделий из арматуры. Выбор транспорта зависит от соизмеримости размеров каркасов с габаритами транспортного средства, веса арматурных конструкций, допускаемой величины упругой деформации перевозимых изделий. Для транспортировки используют автомобильный и железнодорожный транспорт, тягачи, кабель-краны.


Армокаркасы и сетки из арматуры необходимо перевозить таким образом, чтобы не повредить их. Каркасы могут быть пространственными и плоскими. Дешевле и удобнее покупать плоские каркасы, а уже на месте собирать из них пространственные. Это объясняется тем, что транспортировка плоских каркасов не так высока по стоимости, а к тому же происходит быстрее и практичнее, не сопровождаясь рядом трудностей. Каркасы и сетки транспортируются в пакетах, масса которых подбирается с учетом грузоподъемности транспортного средства. Пакеты помещают в специальную инвентарную сборно-разборную тару, конструкция которой обязательно должна соответствовать весу и размерам пакета. Благодаря этому обеспечивается неизменность габаритных размеров изделий из арматуры в процессе транспортирования.


Объемные каркасы необходимо хорошо фиксировать и следить за тем, чтобы во время перевозки они не подвергались деформации под давлением своей массы при движении. Для закрепления таких изделий используют деревянные и металлические скрепки, которые помещаются в места возможной деформации. Когда длина каркасов превышает длину кузова автомобиля, для их транспортировки дополнительно используют прицеп. Как можно сделать вывод, перевозка пространственных каркасов – достаточно хлопотное занятие, и чтобы не создавать себе лишних сложностей, стоит все же отдать предпочтение плоским. Тем более, сборка объемного каркаса из плоских происходит достаточно быстро и просто.


Перевозка всех видов изделий для армирования на строительный объект производиться в комплексе и таким образом, чтобы к ним был обеспечен легкий доступ, и не возникало проблем с разгрузкой. Нельзя поставлять изделия с браком, дефектами. С этой целью еще на складе производится учет и сортировка продукции, и только после этого осуществляется погрузка в транспортное средство и непосредственная транспортировка.

Арматурные хомуты – варианты использования


При армировании железобетонных конструкций используется разная арматура – распределительная, рабочая, монтажная. Одну из ведущих ролей отыгрывает такой вид монтажной арматуры, как арматурные хомуты. Они производятся из стержней арматуры разного диаметра, являют собой изогнутый дугообразный элемент, который служит для фиксации определенных слоев поля из арматуры. Скобо-гибочные изделия данного вида применяются при создании пространственных арматурных каркасов. Они необходимы для соединения отдельных монтажных и рабочих стержней, удержания всей арматуры в проектном положении и предохранения бетона в балках возле железобетонных опор от разрушения и появления косых трещин. Охватывая продольные стержни с наружной стороны, хомуты не позволяют им выпираться за пределы железобетонной конструкции и соприкасаться с опалубкой. Они должны отстоять от бетонной поверхности не менее чем на 15 мм. Также арматурные хомуты называют поперечными распределителями арматуры. Они, в отличие от монтажных стержней, принимают на себя долю усилий во время эксплуатации конструкции.


Строительные хомуты имеют форму открытых с одной стороны или полностью замкнутых четырехугольников, изготовленных на специальном гибочном оборудовании. Сборка пространственных каркасов при помощи хомутов не занимает много времени и не несет в себе никаких сложностей. Они устанавливаются с определенным шагом, который зависит от требований жесткости конструкции. Их размеры и количество определяются с учетом размеров будущего каркаса, а также масштабов стройки. Главное, чтобы форма и размеры были одинаковы по всей длине пространственного каркаса. Изготовить хомуты можно и самостоятельно, однако это достаточно трудозатратный процесс, отнимающий много сил и времени, поскольку обычно требуется использование хомутов в больших объемах. Поэтому выгоднее будет заказать арматурные хомуты от производителя, ведь это поможет сократить и денежные расходы, и сроки строительных работ.


Пространственный каркас представляет собой соединение из продольных стержней арматуры и поперечных хомутов. Чтобы соединить отдельные элементы в единую конструкцию, необходимо установить арматурные стержни на внутренних сторонах углов хомутов и закрепить их в точках пересечения методом вязки или точечной сварки, что является более надежным и прочным способом.

Изготовление каркасов методом точечной контактной сварки


Арматурные каркасы могут изготовляться разными способами: методом точечной контактной сварки или методом вязки. С последней целью используют проволоку диаметром 3-10 мм, арматуру периодического профиля или круглый прокат стали марок Ст. 3 и Ст. 0. Тем не менее, такой вид соединения менее прочен, чем точечная сварка. Она обеспечит надежное заанкеривание продольных стержней в бетоне по всей их длине и даст возможность отказаться от загибания крюков. Каркасы из арматуры диаметром 20-26 мм стоит производить исключительно на точечных электросварочных аппаратах.


Контактная точечная сварка – это процесс соединения металлических деталей (стержней) в результате точечного воздействия тепла, образующегося в местах пересечения, как следствие прохождения по ним тока. Точечная сварка должна осуществляться только в жестких режимах, с наибольшей силой тока при минимальных временных затратах на его протекание. В случае сварки стержней разного диаметра, необходимо, чтобы соотношение диаметров стержней, свариваемых в одном узле, составляло 1:3. Контактная поверхность электродов не может иметь диаметр меньше 12-14 мм. Перед началом сварки арматуру нужно очистить от возможной ржавчины, пятен и грязи, а в процессе работы – периодически до металлического блеска очищать напильником. Также необходимо сильно прижимать свариваемые детали друг к другу. По этой причине метод контактной сварки часто называют электромеханическим.


Сварка на точечном аппарате каркасов длиной до 3 м может производиться одним сварщиком, при длине от 3 м – и сварщиком, и арматурщиком. К работе допускаются специалисты, прошедшие обязательный инструктаж о соблюдении правил техники безопасности и порядке работы на сварочных аппаратах. Прочность сварных соединений в каркасах весом до 70 кг проверяют, сбрасывая их с высоты 1,5 м, в горизонтальном положении, на ровную асфальтную или бетонную площадку. Если арматурный каркас соответствует всем требованиям, ни одно соединение в нем не будет нарушено.


С помощью данного метода можно производить не только армокаркасы и сетки из арматуры, но и гибочные изделия. Например, арматуру для кровельных ребристых плит сначала сваривают в виде плоских сеток, а за этим следует их гнутье на приводных станках. Прием готовых каркасов и контроль прочности сварки осуществляются согласно указаниям ГОСТ 10922-90.

Чем отличаются плоские арматурные каркасы и арматурные сетки


Арматурные каркасы, как и арматурные сетки, состоят из продольных и поперечных стержней, пересекающихся друг с другом под прямым или косым углом. В местах пресечения стержни между собой свариваются. Основное отличие плоских арматурных каркасов от сеток заключается в том, что армокаркасы являют собой два продольных стержня, скрепленных поперечными, а сетки состоят двух и более продольных стержней. В отличие от каркасов, они способны воспринимать только одно напряженное состояние (сжатие или растяжение).


Арматурная сетка – это сварная сетка, изготовленная из арматуры диаметром 3-12 мм или рифленой проволоки ВР-1 методом контактной точечной сварки. Гибочные изделия данного вида имеют ширину 500-240 мм и длину – 1000-12000 мм, диаметр ячеек – от 50 до 250 мм. Главное назначение сетки из арматуры – армирование железобетонных конструкций с целью увеличения их прочности и долговечности, армирование асфальта при строительстве дорог. Также ее часто используют в качестве кладочной сетки или сетки под штукатурку, для изготовления клеток, сооружения заборов, каркасов парников и теплиц. При производстве арматурных сеток придерживаются следующих требований:


  • Использование в одном направлении стержней одного диаметра.
  • Отношение большего диаметра к меньшему не должно превышать 0,25.
  • Расстоянием между стержнями является основной шаг стержней, принимаемый одинаковым, в одном направлении.
  • Для поперечных стержней в тяжелых сетках у края сетки возможно применение доборного шага 100-300 мм.

Плоские арматурные каркасы – незаменимый элемент железобетонных конструкций. Они необходимы для армирования конструкций линейного типа, оконных и дверных перемычек, балок над проемами, прогонов, ригелей, перекрытий, стеновых панелей и железобетонных плит, элементов с малой шириной поперечного сечения. В зависимости от назначения каркаса и условий эксплуатации выбирается толщина используемых стержней. Стандартный диаметр арматуры варьируется в пределах 4-25 мм. Максимальный вес каркаса – 50 кг, ширина – до 1 м, а длина – до 11,7 м. Размер ячеек может быть любым.


Использование арматурных каркасов и сеток позволяет добиться снижения затрат на строительные работы, увеличить прочность и надежность сооружений, предотвратить появление трещин, уменьшить вероятность образования прогибов.

Виды арматурных конструкций и изделий


Арматурные изделия – это готовые конструкции из арматуры, которые применяются для армирования железобетонных элементов. Их используют с целью снижения трудозатрат при строительстве, поскольку, чем больше степень готовности изделий, тем меньше времени и сил требуется для сооружения зданий.


По функциональному назначению арматура делится на монтажную, распределительную и рабочую. Рабочая арматура воспринимает усилия сжатия или растяжения от собственного веса конструкции или внешних нагрузок, бывает продольной и поперечной. Распределительная арматура отвечает за равномерное распределение нагрузки на стержни, препятствует их смещению при бетонировании. Монтажная арматура необходима для изготовления арматурных каркасов.


Существуют следующие виды изделий из арматуры:


  • Арматурные сетки (вязаные и сварные). Производятся из проволоки или стержней диаметром от 3 мм, применяется при закладке фундамента, для армирования дорожного покрытия, кирпичной кладки, возведения каркасов теплиц, устройства стяжки цементных полов, создания ограждений и клеток. Для изготовления тяжелых арматурных клеток используют стержни диаметром свыше 12 мм.
  • Арматурные каркасы (плоские и объемные). В плоских армокаркасах поперечные стержни находятся в одной плоскости, а в объемных – в разной. Между собой стержни соединяются ручной вязкой или методом контактной сварки, что более надежно. Объемный каркас может быть собран как из отдельных стержней, так и из плоских каркасов, арматурных сеток, закладных элементов, хомутов, монтажных петель. Применение готовых каркасов из арматуры ускоряет работу на 30% и гарантирует отсутствие арматурных отходов.
  • Хомуты. Применяются при создании пространственных каркасов для усиления конструкции, имеют вид замкнутого или открытого с одной стороны четырехугольника.
  • Монтажные петли. Отличаются повышенной пластичностью. Их устанавливают для наиболее удобной строповки железобетонных изделий.
  • Строительная скоба. Обеспечивает целостность возводимой конструкции. Она помещается между двумя арматурными сетками или каркасами с целью сохранения пространства между ними и их разделения в железобетонных конструкциях.
  • Закладные элементы. С их помощью соединяют сборные железобетонные изделия. Для производства этих пластин используют листовую, полосовую, фасонную сталь.

Почему так важно правильно установить лягушки из арматуры


Лягушки из арматуры – закладные гнутые элементы, производящиеся из стержней арматуры. Они находят применение в процессе возведения фундамента или перекрытий при раскладке верхней арматурной сетки. Их использование обеспечивает устойчивость связанной конструкции, а также равномерное распределение деформационных нагрузок на армокаркасы. Правильная установка лягушек из арматуры ликвидирует вероятность обрушения верхней сетки, что часто случается, если верхняя сетка вяжется на «солдатики». Фиксаторы данного типа гарантируют прочную связанность всех элементов железобетонной конструкции, и при этом, сокращают общее время вязки плоских каркасов.


Чтобы добиться максимально высокой эффективности, нужно следовать определенным правилам изготовления и применения арматурных лягушек:


  • Высота лягушки обязана равняться высоте плиты или перекрытия за вычетом 10 см. Пример расчета: при толщине плиты 25 см толщина нижнего и верхнего защитного слоя составляет 8 см, толщина арматуры нижнего и верхнего слоя по 12 мм, и того имеем дополнительные 10,5 см к толщине плиты. Если лягушки устанавливаются на поперечную арматуру, а не на нижнюю, величина поправки возрастает до 13 см.
  • Лапка и палочка, на которую устанавливается верхняя сетка, должны быть на 5 см больше, нежели размеры ячейки сетки с учетом толщины арматуры, иначе лягушка провалится, и верхняя сетка будет опираться всего на один стержень.
  • Фиксаторы стоит устанавливать в шахматном порядке шагом 60 см. При использовании лягушки из арматуры 16 мм допускается увеличение шага до 80 см. Однако наиболее надежным считается применение лягушек из арматуры 12 мм. При таком расчете на 1 кв. м потребуется 2-2,5 лягушки из арматуры. Все расчеты выполняются индивидуально под каждый объект, но в среднем для плиты 12х12 понадобится около 300 арматурных лягушек.

Чтобы сэкономить время при вязке каркаса верхней сетки, на лягушки можно закрепить по два хлыста арматуры, которые будут являться основой для первого слоя. На них поперечно выкладывается первый ряд сетки, а затем – второй. Это может повлечь за собой небольшой перерасход арматуры, однако в обратном случае придется раскладывать арматуру между лягушек, после чего притягивать каждый отдельный продольный хлыст к поперечной арматуре, выложенной сверху. Это гораздо более трудоемкий и утомительный процесс.

Как залить плиту под гараж


Что такое фундамент в простом понимании этого слова? Фундамент — это опорная часть дома или любой другой постройки, функции которого заключаются в том, чтобы правильно распределять нагрузки от верхних конструкций на нижние, в том числе и на грунт. Закладывая фундамент, необходимо учитывать конструкцию, материал и глубину, на которую он будет заложен. Это основные параметры, которые определяются уже с учетом величины самого здания, характера его нагрузок и конструкционных особенностей (подвал, паркинг и т.п.). Учитываются и факторы окружающей среды, где находится строительная площадка — наличие грунтовых вод, глубина промерзания грунта, характер его залегания и др. Предлагаем рассмотреть одну их универсальных конструкций — плавающий плитный фундамент.


Плитный фундамент представляет собой железобетонную плиту, которая укладывается на подготовленный слой (10-30 см) щебня или песка, который в свою очередь был утрамбован на выровненном грунте. Толщина такой плиты составляет от 20 см до 40 см. Можно использовать как монолитную, так и сборную железобетонные или дорожные плиты.


Итак, рассмотрим поэтапно:


  • Снимается плодородный слой по всей площади, на которой будет заливаться плита и выкапывается неглубокий (50см) котлован.
  • Создается песчаная подушка путем засыпки песком или щебнем, которые послойно (слой до 10 см) утрамбовываются.
  • Подушка закрывается двухслойным армокаркасом, который представляет собой - две большие сетки (каркас) из арматуры с клеткой 20х20. Можно использовать арматуру любого класса, но если планируется варить каркасы электросваркой, то предпочтительней использовать арматуру класса а500с с диаметром стержней от 12мм. Один каркас размещаем в нижней части плиты, а второй необходимо поднять, но так, чтобы он не доходил пяти см до верхней площадки будущего фундамента. При таком армировании монолитной плиты и для обеспечения надежного положения верхнего каркаса, стоит использовать поддерживающие элементы — лягушки из арматуры.
  • Бетонируется плита: первым этапом заливается раствор и уплотняется. Когда смесь застывает, следует выровнять бетонный массив.

Как показывает практика, плитный плавающий фундамент более долговечен и надежен, имеет хорошую пространственную жесткость, и что не маловажно — это довольно дешевый вариант из всех имеющихся на сегодняшний день. Заметим, что фундаментом для шестидесяти трех метровой лифтовой колонны всемирно-известной Останкинской башни, так же служит монолитная плита, толщина которой всего один метр.

ЗАО «3Д-Металл» принимает заявки на изготовление скобо-гибочных изделий, использующихся для формирования каркасов железобетонных изделий различной конфигурации, а также изготовления изделий из гнутой арматуры и проволоки.